Любопытно, что уже два тысячелетия назад существовали сорта лука (отселектированные образцы лука), названные по их родным местам: сардский, самофракийский, аскалонский, критский.
Уже тогда соблюдали специфичную агротехнику выращивания лука на перо и на репку. Теофраст (400 лет до н.э.) в своем «Исследовании о растениях» писал: «Всякий лук сажают после восхода Арктура, пока земля еще тепла, и с таким расчетом, чтобы посадку полило дождем. Сажают его головками Целыми или разрезанными поперек. Результат посадки различен: из нижней части вырастает луковица, из верхней только зелень».
В Среднюю и Западную Европу лук попал сравнительно поздно — в средние века. Именно в это время здесь началось развитие огородов для выращивания лекарственных растений и овощей.
До нас дошел труд средневекового «агрария» Валафрида Страбона «Книга об обработке огородов». Литературный жанр этого труда, как ни странно, -поэма. В Сен-Галлене монастырский сад был разбит на два: лекарственный (примыкал к больнице) и огород с разными видами лука (репчатый, порей, шалот).
В Европе лук чрезвычайно ценился не только как продукт питания, но и как талисман, предохраняющий воинов на поле брани. Во времена крестовых походов французы выменивали своих пленных у сарацинов по цене 8 луковиц за человека. Испания стала центром возделывания и создания сортов. Отсюда вышел знаменитый испанский лук, который по сладости и величине превосходит все сорта.
В течение многих веков лук повсеместно считался одним из главных лекарственных растений. В Индии его даже не ели (из-за дурного запаха), а применяли только как снадобье. Считали, что он благотворно влияет на почки, пищеварительный тракт, зрение, возбуждает деятельность сердца, лечит ревматизм.
Вполне естественно, что древние врачеватели порой были невежественны. Наивными кажутся сегодня и многие советы именитых средневековых лекарей.
Наиболее крупным центром возделывания лука на Руси издавна считалось село Бессоново на реке Суре близ Пензы. Здесь засеивали до 600 десятин (более 65 гектаров) и с каждой в среднем получали до 2000, иногда и до 5000 мер репчатого лука (мерой или четвериком измеряли количество сыпучих тел, одна мера равнялась 26,2 л). Отсюда пошел знаменитый старорусский сорт Бессоновский. В других местах длительного возделывания возникли старинные сорта Арзамасский, Ростовский репчатый, Погарский.
Лечебные свойства лука отразились в целом ряде русских пословиц: «Лук да баня все правят», «Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук», «Ешь лук — чаще зубы будут».
Еще ничего не зная о фитонцидах, которыми богат лук, наши предки тем не менее догадывались о его бактерицидных свойствах. В древних травниках рекомендовалось во время эпидемий «прилипчивых болезней и моровых поветрий» развешивать в домах длинные связки лука и чеснока, чтобы их запахом очистить воздух.
На Руси лук «присутствовал» и на столах и в хоромах знати, и в крестьянских избах. На княжеских пирах можно было отведать, к примеру, стерляжьего студня с печеным луком, жаворонков с луком и шафраном и много всякой другой экзотики с луком. Ну а бедняки ели eго в большом количестве особенно в посты, с водой или квасом, добавляя хлеб и растительное масло. Это так называемая тюря — блюдо, до сих пор не ушедшее из рациона старых людей в не которых русских деревнях. В сказе Бажова «Малахитовая шкатулка» хозяйка предупрежу дает гостью, что еда у них сиротская: «Утром лучок с кваском, вечером — квасок с лучком».
Еще одним бедняцким блюдом была полевка жидкая похлебка на за квашенном ржаном тес те, сдобренная луком Не потому ли луковы запах ассоциировался с бедностью, и не отсюда ли пошло ироничное выражение «горе луковое»? Впрочем, ирония эта не относится к самому овощу, достоинства, которого мы все ценим.