Февраль-бокогрей. В феврале почти на два часа возрастает в феврале долгота дня. В Древней Руси февраль замыкал год, поэтому прозывался он «сеченем»: отсекал год. Называли его еще «межень» — календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» — от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-таки самое меткое прозвище февраля — «бокогрей»: на солнечной стороне сугрев заметен.
1 февраля снова судили-рядили о предстоящей весне: коли погода ясная — весну ожидали рано. Чистейшая белая книга зимы в полном составе, из нее еще долго не будет вырвана ни одна страница. Из подводных хоромов, чтобы проведать о весне, через полыньи и пустоледки выходят наружу бобры. И хотя путь морозных солнц — к весне, на ветках как сидели, так сидят снегири — наши зимние гости. Брусничной окраски грудки жаром отливают в полдневных лучах. В феврале у лосей даже молодые быки сбросили рога, и держатся звери сообща на стойбищах: так легче отбиваться. Начинаются свадьбы у волков. Февраль для многих животных месяц-свадебник.
4 февраля полузимник: «Вьюги да метели под февраль налетели».
6 февраля — Аксинья-полузимница, полухлебница. День заметный: крестьяне считали, что половина срока осталась до нового хлеба. Озимое зерно ползимы пролежало в земле и столько же осталось до всходов. По всей Руси в этот день гадали о ценах на хлеб.
У домашнего скота — прибавление: у коров — растел, у овец — окот. Коровы к тому же начинают линьку, теряя часть густого зимнего волоса. Его подберут птицы для постройки гнезд. Деревенские куры, перелиняв, начинают исправно нестись, оглашая округу несмолкаемым кудахтаньем.
7 февраля — Ефрем Сирин-за-печник. Российский крестьянин был твердо уверен в существовании домового, который хозяйничал и в доме, и на скотном дворе. Чтобы задобрить «хозяина», ему в этот день варили еду.
10 февраля крестьяне приговаривали: «Ветер понесся — к сырому году». А еще четыре дня спустя предсказателем оказывалось ночное небо: коли звездисто — к поздней весне. Рыболовы сейчас заметили, что в студеной воде, в холоденке, оживился клев плотвы, ельца, подъязка и густеры. С подъемом солнечной дуги, с ростом долготы дня клев и дальше будет усиливаться.
15 февраля — Сретенье: зима встречается с летом. Морозы сменяются оттепелью. Первая встреча весны. Свесились с крыши сосульки-переростки, затенькали робкие капели, на солнышке весной потянуло. И пусть метель-свистунья выводит свои напевы и мороз засилье берет, первую встречу весны справляли именно на Сретенье. Поглянет солнышко сквозь наволочь — первая встреча с весной прошла благополучно, а не увидишь солнышка — ожидай строгих власьевских морозов (24 февраля).
24 февраля — Власий. Этот день отмечали как большой праздник. Власий «сшибал» рог с зимы. Власьевские морозы — последние, завершающие зиму.
На Власьев день, сеятель приговаривал так: «Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги». Перелом зимы. Заметно осаживается и уплотняется снег. Особенно его поверху приглаживает, а то и просто утюжит сильный ветер. На полях, замерзших озерах да и на болотах к концу зимы будут встречаться плотные участки снега, так называемые ветровые доски. И лисица и тем более заяц бегают по ним, как по накатанной дороге, не тонут совсем. Да и не бегут они по ветровой доске, а как бы выступают, оставляя мелкий четкий след.
25 февраля — Мелетий и Алексий. Крестьяне на три дня выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева. Считалось, что тронутые морозом, закаленные, как бы мы сказали сегодня, семена дадут урожай.
29 февраля — Касьян. Самый страшный день в народном календаре. Глаз Касьянов завистливый, злопамятный, немилостивый, считался настолько опасным, что крестьяне предпочитали вовсе не выходить из избы, особенно до восхода солнца.