К концу XIX века на ярмарках, рынках стал возрастать спрос на товары народного потребления — чайники, подносы, полоскательницы, ножи, ложки, кастрюли, тазы. Но особенным спросом пользовались самовары.
Владимир Иванович Штуцер, управляющий заводом Товарищества Кольчугина приходит к выводу, что большой ассортимент товаров ширпотреба можно будет выпускать и на кольчугинских заводах. Он принимает решение, что строительство и развитие этого производства нужно считать первоочередным. Большую помощь в организации этого нового производства ему оказали братья Цабели.
Чтобы ускорить выпуск готовой продукции, решено было сначала построить и открыть небольшое давильное производство, а параллельно готовить проект и строить большой давильный завод (цех) и только после отработки технологии и фасонов готовой продукции в первой малом корпусе перенести производство в главный корпус. В 1894 — 95 годах был построен по проекту Коломенского завода небольшой кирпичный корпус, где был установлен ручной кран для установки и смены инструментов на прессах и их ремонта.
Были установлены два механических пресса, выписанные из Германии от фирмы Кирхнера, затем от фирмы Шуллера, американское и т.д.
В первое небольшое помещение поставили все механические пресса для самоварных крышек, конфорок и прочих изделий, и здесь производилась так называемая «светлая» обточка корпусов самовара. Механические приводы всех устройств прессов, лоботокарных станком для обточки корпусов производились от парового локомобиля. Уже на следующий год помещение под давильное производство достроили и увеличили выпуск вдвое. С дополнительной прибавкой прессов в пристрое локомобиль оказался маломощным, я Штуцер закупил быстроходную паровую машину типа «Шихау», а в 1899 году она была заменена на электрический привод. В 1901 году был построен давильный завод (самоварный) — сначала первая часть здания, затем вторая через несколько лет (ныне это общий корпус цеха М 5). Первоначально корпуса получили название самоварных, но правление настояло на названии давильными, чтобы не давать повода тульским кустарям опасаться конкуренции со стороны кольчугинского завода.
Прессовое (давильное) оборудование па Кольчугинском заводе было наиболее современным по тем временам, позволяло выпускать различные по конфигурации и «выдавленные» части самоваров в большом количестве. Черновые выдавленные детали для чистовой обработки требовали больших затрат и множество рабочих рук. В то же время кустаря других заводов охотно брали заготовки кольчугинского завода для дальнейшей чистовой обработки. В близлежащих к заводу селах отдельные кустари одиночки или же целыми семьями также брали на изготовление наиболее трудоемкие детали — краны, ручки, конфорки и т.д. Дополнительно в давильном было организовано для восточных рынков изготовление кумганов, а для железных дорог наконечников дымогарных труб. Было налажено изготовление товаров для населения — чайников, подносов, полоскательниц, а несколько позже — мельхиоровых ложек, ножей, а затем их никелировка и серебрение.
Здесь выпускалось более двадцати различных форм, размеров и фасонов самоваров. Кроме этого дополнительно выпускались самоварные части — поддоны, краны, ручки, штыри для умывальников. Эти детали отливались в фасонной рядом с давильным корпусом. Самовары, умывальники, детали к ним, медная посуда выпускались до 1918 года. В годы гражданской войны выпускалась военная продукция и некоторое время завод вообще не работал, и лишь с 1922 года возобновил выпуск мирной продукции. До 1918 года выпускалось ежемесячно 3.000 самоваров, а в начале 1923 года около 300 штук в месяц, а уже в 1924 году — более шести тысяч, в 1926 году — до восьми тысяч штук в месяц.
Самовары из Кольчугина побывали на Всемирной выставке в Париже. А в 1924 году, когда приказом ВСНХ в Кольчугине впервые была организована промышленно-показа тельная выставка заводских изделий, для нее был специально изготовлен трехведерный самовар, как назвали его посетители — «самовар всех самоваров».
В 1922 году на углу Октябрьской улицы взметнулась как символ народной победы в память пятилетия Октябрьской революции, в форме простонародного самовара, водонапорная башня, выполненная по чертежным разработкам талантливого художника-архитектора А. П. Верещагина. И до сего времени возвышается этот тридцати метровый гигант-самовар, напоминал о почти двухсотлетием самоварном буме в России, о кольчугииских мастерах самоваров. Жаль только, что бесхозная исторически интересная эта башни теперь быстро разрушена.
По материалам книги:
Наши корни. Очерки по истории Кольчугинского края. Валерий Иванович Ребров.