К середине XIX века дворянство перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства. Чаепитие в России вошло в быт широких слоев населения. Разнообразие стилей жизни и вкусов покупателей самоваров той поры вызывает к жизни многообразие самоварных фасонов.
В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унификация форм и декора самоваров. Основными становятся самовары-«вазы», «рюмки», цилиндрические «банки». Их можно было встретить в семьях рабочих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах.
Самовары второй половины XIX – начала XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д.
При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте – «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлений историзма.
Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.
Самыми массовыми становятся самовары-«банки», гладкие, цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту форму выбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличной торговли.
Самовар-«репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли еще купеческим. Одной из самых популярных форм становится «рюмка» – корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножку рюмки. Самовар с круглым туловом назывался самовар-«шар». В Туле их также называли «персидские» – именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны востока: Персию, Турцию.
Самовары яйцевидной формы – «яйцо» и «яйцо пасхальное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, у просто яйцевидного – наоборот): самовары в форме груши: самовары в виде чаши – именно они становились любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению.
По-прежнему популярными оставались «вазы», но теперь их поверхности расчеканиваются гранями, «ложками», «колонками», «медальонами», «овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее использовали для производства самоваров, предназначенных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии.
Эти группы населения красоту видели прежде всего в наличии многочисленных декоративных деталей, в пышности внешнего вида изделий, в богатстве и изощренности внешнего облика. Дорогие самовары-вазы украшали пышным орнаментом в духе «рококо» – накладными бордюрами из рельефных листьев, цветов и раковин из накладного серебра, мельхиора, к ним обязательно полагался поднос и сервиз из такого же металла. Подобные самовары выпускали не только в Туле, Москве, Петербурге, но и в Царстве Польском (часть Польши входила в состав Российской империи) на фабриках Фраже, Плешкевича, Хеннеберга.
На рубеже XIX и XX веков на оформление самоварного корпуса начинает оказывать влияние новый стиль – модерн. Стремление выявить форму, подчеркнуть функциональное назначение вещи, желание избежать перегруженности декоративными деталями – эти черты нового стиля нашли отражение в таких самоварных фасонах, как «паук», «желудь», «тюльпан». Дух времени нашел свое воплощение в новом отношении к фабричной продукции. Красоту начинали видеть в точности машинного исполнения, к предмету предъявлялись прежде всего требования функциональности. Широко распространились в начале XX века такие простые геометрические формы, как банка, яйцо, шар.
Очень хорошо прослеживаются самоварные формы в прейскурантах начала XX века.
Это разнообразие форм русского самовара взято из прейскуранта Паровой самоварной и гармонной фабрики И.А. Козлова, 1911 год, город Тула.