В прошлом чай был очень популярен, но дорог, поэтому во многих странах стали искать его аналоги и заменители. Так, в Китае пили настой римуса. В ряде мест чайные листья заменялись кофейными. Для этого с кофейного неплодоносящего дерева срезали ветви с листьями и жарили их. Когда они становились буровато-желтыми, их отделяли и заваривали кипятком. Получался настой светло-коричневого цвета. Те, кто пробовал этот напиток, утверждают, что он приятен на вкус и похож на чай. Правда, пили его с примесью зерен кофе.
Были известны также миртовый чай (из листьев чайной мирты), тасмановый (из мирты другого вида), лабрадорский (из листьев багульника) и др. В литературе описан совсем экзотический чай — парагвайский, или матэ. Способ его употребления необычен: чай насыпают в тыкву, заливают кипятком и сосут через трубочку с ситечком на конце.
В России чай делали из сушеных фруктов, цикория, кожицы плодов и измельченных косточек. Готовый продукт упаковывали в пачки и называли фруктовым чаем. Этот напиток был дешевым. Когда вступил в силу жесткий закон наживы, чаеторговцы не пожелали поступиться своей прибылью, и на фруктовый чай был наложен запрет. Его изъяли из продажи.
Еще более страшной каре подвергся так называемый копорский чай, получивший свое название от села Копорье в Петербургской губернии. Его основой был кипрей, или иван-чай, к которому добавляли медуницу. В XIX в. копорский чай в основном собирали осенью, когда растение отцветало, но при необходимости им пользовались и весной. Сырье сушили, укладывали в деревянную кадку, заливали кипятком, перекладывали в другую емкость и перетирали с землей для лучшего скручивания листьев. Сушили в русской печи, а для удаления земли вновь перетирали и просеивали.
История копорского чая драматична. Использование земли для его приготовления и отсутствие санитарного надзора делали его сомнительным для употребления, но никто не позаботился изменить процесс производства. Этот чай просто поставили вне закона, так как он был нежелательным конкурентом. В розничной торговле он стоил 60—80 коп. за пачку, то есть в несколько раз дешевле китайского. Но копорский чай, видимо, был хорош, так как его вывозили даже контрабандой за рубеж, например в Пруссию. У нас в стране его подмешивали в китайский и продавали в магазинах, из-за чего чай иногда подвергался полицейской проверке.
В настоящее время мы с удовольствием пьем копорский чай, так как он содержит много витаминов и приятен на вкус.
Не обошлось в России и без настоящих фальсификаторов чая, которые совершали преступления ради наживы. Речь идет о торговле спитым чаем. Его собирали в трактирах, отвозили «мастерам», которые пропитывали сырье настоем дубильных веществ из ольховой коры с добавлением отвара табака, и заварка вновь приобретала крепость при настое. Для придания аромата спитой чай укладывали в ящики с различными пахучими маслами. Занимались этим жители деревень окрест Москвы и достигли в этом деле большого совершенства. Жили фальсификаторы в основном в Рогожской части города, потому и чай стал называться рогожским.
Фальсификация чая, видимо, была настоящим бедствием, потому что в литературе даже давали советы, как отличить спитой чай от не бывшего в употреблении. Рекомендовали залить его холодной водой и процедить. Если вода окрашивалась, значит, чай фальсифицирован. Состоялось и несколько судебных процессов по этому поводу. Один из наиболее громких описан А. П. Субботиным: братья А. и П. Поповы, московские купцы, выделывали фальсифицированный чай, подделывая этикетки и упаковку чая под известную фирму купцов-однофамильцев К- и С. Поповых. Последние и возбудили уголовное дело, так как покупатели в те времена были достаточно бесправны. Попо-вы-фальсификаторы были приговорены к ссылке.
Подделкой чая занимались не только в России. В начале XX в. лондонский суд приговорил к тюремному заключению ряд фальсификаторов чая. От этих процессов выиграли и покупатели. В больших городах пришлось открыть лаборатории для исследования чая. Соответствующие меры были приняты и на таможнях. Упаковки с чаем стали даже пломбировать.