Самоварные фабрики первой четверти XIX века, как правило, помещались в одной, реже в двух деревянных избах и состояли из двух-трех помещений, где располагались мастерские и кузница.
Все рабочие и подмастерья были наемными. Обычно насчитывалось от одного до десяти мастеров.
Количество изготовленных самоваров измерялось пудами. В год фабрика могла изготовить от двухсот до тысячи пудов продукции. В это время окончательно оформился и процесс изготовления самоваров, в основе которого лежало ручное производство, и широкое разделение труда по обработке металла, из которого выделывались самовары.
Сами приемы выделки и в крупных и в мелких заведениях мало чем отличались. Инструменты были самые простые и в течение XVIII—XIX веков почти не изменились: молотки, клещи, ножницы для разрезания металла, резцы, коловороты, тиски, пилы, кобылины (наковальни), на которых производилась ковка самоваров. Помимо перечисленных инструментов, необходимой принадлежностью производства был наводильный верстак, на котором крепились кобылины. Он делался из толстых дубовых брусьев и служил рабочим местом мастера-наводнлыцика.
Кобылины были горизонтальные и вертикальные. Горизонтальная кобылина — это широкий железный брусок с сужающимися конусообразными концами, на ней производилась первая наводка самовара. (Для граных (граненых) самоваров делали кобылины с такими утолщениями на концах, которые соответствовали граням самовара.) Вертикальные кобылины использовались для ковки различных закруглений и по форме рабочего конца делились на плоские, круглые (со сферической головкой разных диаметров), продолговатые с дугообразной поверхностью по короткой стороне.
В самоварном производстве употреблялись молотки двадцати разновидностей: наводильный, тяхтальный, короткий кубовой, долгий ленточный, выемочный, отливной (для сферической формы) и другие. При изготовлении кранов и ручек мастера-литейщики использовали опоки, тигли, деревянные тиски, клещи, зубила, напильники. Они имели коллекции медных моделей для формовки.
Инвентарь самоварщика переходил от отца к сыну, а по мере изнашивания заменялся новым. Сумма для приобретения набора инструментов подвергалась большому колебанию в зависимости от избранной мастером специальности в производстве. Например, комплект рабочего-наводильщика стоил 60 рублей.
Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди —50 63% и цинка-37-50%), томпак (сплав меди -85-90% и цинка 10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди — 50 — 60%, цинка —19 — 39% и никеля —13—18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди —50 — 63% и цинка —37 — 50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25 — 30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди.
Выделка самоваров распадалась на ряд операций и начиналась с наводки, когда из листа меди спаивали широкий цилиндр, составлявший корпус самовара, и два меньших цилиндра для внутренней трубы (кувшина). Затем ковкой молотками самовару придавали требуемую форму — вазы, шара, граненую и т. д.
Внутреннюю поверхность корпуса тщательно зачищали и покрывали полудой. Отдушники, поддоны (подставки) и конфорки пробивались прессом. Литые части самовара — краны, ручки, иногда поддоны делали отдельно в слесарно-литейных мастерских. После изготовления всех частей самовар собирали, точили корпус и шейки, заделывали поддоны, полировали песком и водой, клеймили. В месяц один мастер вырабатывал десять простых и четыре-пять фигурных самоваров, которые стоили недешево: от шести до десяти рублей за штуку.
Изготовление самовара начинали с отбора материала — по листу меди проводили шилом или специальным крючком, и если процарапанная линия была желтой и непрерывной, то такая медь шла на большой цилиндр. Если же желтая линия прерывалась — это указывало на примесь окиси меди, то из такого листа делали жаровую трубу или мелкие детали, которые впоследствии не точили и не полировали.
Расчерченные листы меди разрезали по меркам, складывали в цилиндр, по кромкам которого нарезали зубцы, соединявшие между собой края, и плотно прижимали молотком на кобылине. Затем его спаивали в горне. Неровности на запаянных швах опиливали и еще раз проковывали молотком на кобылинах. Потом корпус вновь отжигали и медленно охлаждали.
Одной из основных операций была наводка, которая требовала нескольких этапов, каждый раз сопровождаемых отжигом в горне. Нередко она повторялась двенадцать-четырнадцать раз. Наводили самовар с середины. После отделки нижней части приступали к наводке верхней. Место спайки корпуса с шейкой проковывали на круглой кобылине наводильным молотком.
Шейки и внутренние кувшины (жаровую трубу) наводили так же. Затем шейки припаивали к корпусам, наводили окончательно, тщательно ковали — тяхтали особым тяхтальным молотком. К верхнему краю стенки корпуса припаивали литой медный обруч и точили самовар и шейки.
Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части трубы несколько раз наводили, протравляли кислотой и лудили. Многодельный и трудоемкий процесс изготовления самоваров позволяет понять, почему в музейных коллекциях эти изделия начала — первой половины XIX века представлены небольшим количеством экземпляров: в это время их делали сравнительно немного, они представляли для владельцев значительную ценность, передавались по наследству, использовались в семье нс одним поколением, поэтому часто у них иссякал запас прочности и они просто не сохранились.
Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра.
В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения — буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.
Для изготовления предмета накладного серебра брались две небольшие пластины одинакового размера — медная, более толстая, и серебряная, значительно тоньше, которые пересыпались порошком буры, накладывались одна на другую и закреплялись неподвижно, после чего накаливались докрасна. При этом бура, плавясь, вызывала размягчение серебра, которое плотно приставало к меди. Полученную медную пластинку, покрытую серебром с одной или с двух сторон, не давая ей остыть, подвергали прокатке между двумя вальцами. Отдельно изготовленные части спаивались, а украшения напаивались из штампованных накладок.
К 1840-м годам в Россию приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформлены бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовар имеет двойной поднос, оформленный также очень нарядно.
Открытие Якоби принципа гальванопокрытия приводит в 80-90 гг. XIX века к широкому распространению никелировки, которая подражала более дорогим изделиям из серебра, а также удешевляла продукцию.
К середине XIX века сложились три основные группы самоваров: самовары-кухни, служившие для приготовления пищи, самовары-кофейники для варки кофе, самовары для кипячения воды, среди которых выделялись дорожные.
В 1830—1840-е годы появилась новая форма — граная. В таких самоварах средняя часть тулова гранилась на шесть или восемь частей.