Приборы типа русского самовара давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая. Так, китайские и японские сосуды для кипячения воды («хо-го», «цибати») имели основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна они известны в Иране. Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен; ныне — Дубовка). По всей видимости, он был булгарского (домонгольского) производства.
История русского самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл.
В тридцатых годах XVIII века появляются первые русские серебряные чайники для заваривания чая.
Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изготовление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самоваров и самоваров-«кухонь», предназначенных для приготовления пищи. От металлической утвари того времени – чайников, мисок и братин – их отличают только скрытые внутри сосуда конструктивные детали в виде жаровни, трубы и поддувала.
Такой агрегат по праву назывался «самоваром», потому что позволял, не растапливая русскую печь, без особых хлопот быстро сварить кашу, щи, похлебку, получить кипяток и сохранять его.
Сейчас трудно сказать, когда был создан первый русский самовар, ко его появление теснейшим образом связано с теми важными реформами в экономической, политической, общественной жизни России, которые произошли в петровскую эпоху и которые буквально «подняли на дыбы» весь российский уклад жизни.
Самые первые типы русских самоваров – это «нагревательные» чайники и «кухни». Впоследствии название «самовар» закрепилось за агрегатом, предназначенным только для изготовления кипятка и заваривания чая. Его высокая популярность объяснялась простотой использования и ухода – его не требовалось мыть после каждого использования, а топить можно было самым разным дешевым и доступным топливом.
До середины XIX века основным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства было дворянство. Самовар являлся не только олицетворением русского гостеприимства и семейного уюта, но и своеобразным выражением материального достатка. Относительно дорогая продукция металлоделательных заводов и мастерских, в том числе и самоварных, была доступна только зажиточным слоям населения.
Горожане пользовались «общественными» самоварами. Горожанин мог попить чаю из самовара, придя в трактир, на ярмарку или городскую площадь. В трактирах и на постоялых дворах в самоварах не только готовили чай, но и варили щи, кашу, яйца. Самовар позволял сохранить еду в горячем состоянии.
Самовары были необходимым атрибутом всех народных гуляний. Примерно с середины XIX века возрастает уровень самоварного производства, усовершенствования и стандартизация приводят к снижению цен на самовары, и чаепитие входит в быт широких слоев населения. Самовар становится обязательной принадлежностью купечества, разночинцев, мещан, появляется обычай брать самовар в дорогу. Однако в деревне даже в семидесятых годах XIX века самовары водились только в крепких зажиточных семьях.
Одновременно с самоваром существовали нагревательные сосуды, в которых можно было приготовить еду или сбитень, сварить кофе, подогреть или, наоборот, охладить вино. Они во многом были сходны по конструкции с самоваром, но, поскольку отличались от него по назначению, в деталях конструкции у них имелись свои особенности.
Грань между такими приборами и «классическими» самоварами достаточно размыта – например, существовали самовары, которые могли использоваться и для приготовления чая, и для приготовления кофе, сбитенники или чайники могли иметь или не иметь трубу-жаровню, и т.д.
Было время, когда сбитень был самым популярным напитком на Руси. Уличные торговцы с чайниками горячего сбитня запечатлены на лубочных картинках и в фарфоровых фигурках начала XIX века.
Для приготовления сбитня заваривали в кипятке душистые травы (шалфей, зверобой, валериану, мяту, душицу), добавляли мед и пряности. Пили сбитень только горячим. Для того чтобы торговать горячим сбитнем на ярмарках, базарах, на улицах, в сбитеннике устраивали нагревательную трубу. Такие сбитенники получили распространение в конце XVIII – начале XIX веков, позднее их сменили специальные самовары для уличной торговли.
Постепенно сбитень вышел из употребления, и сосуд для приготовления сбитня полностью «переквалифицировался» на чай. У него появился кран, «выросли» ножки и ручки. Это была реакция на дороговизну чая: заварник можно было многократно заливать кипятком и «гонять чаи», правда, уже лишь слегка подкрашенные и почти лишенные запаха.
Так почему же самовар на Руси стал основным аксессуаром для чаепития?
Тому было несколько причин: во-первых, самовар удобен из-за быстроты розжига и достаточно короткого времени приготовления кипятка. Чтобы растопить дровяную плиту и нагреть на ней такое же количество воды, потребовалось бы гораздо больше топлива, времени и сил. Во-вторых, чаепитие из самовара доставляло еще и некоторое эстетическое удовольствие – сияющий медный или латунный красавец-самовар несомненно украшал чайный стол, к тому же мог продемонстрировать и определенный материальный достаток семьи, а его изысканный фасон, затейливые детали (или, наоборот, простые и безыскусные) давали представление еще и о вкусах и пристрастиях хозяйки: и самое главное, самовар был идеально приспособлен именно для приготовления кипятка для чая.
Еще про историю самовара, русского самовара, его производителей и основателей можно причитать в разделе “Страницы истории самовара” на нашем сайте.